Александр Розенбаум
- Годы творчества: 1980 г. – настоящее время.
- Наиболее известные песни: «Вальс-бостон», «Ау», «Покажите мне Москву».
- Родился: в Санкт-Петербурге, 13 сентября 1951 года.
Он работает в нескольких жанрах: шансон, рок, эстрадная и авторская песня, романс, джаз.
Александр получил статус Народного артиста, Заслуженного артиста Российской федерации. Родители Розенбаума были врачами, сам он пошел по их стопам: ему довелось работать в отделении скорой помощи.
При этом Александр серьезно занимался музыкой. Через некоторое время ему пришлось делать выбор между новой профессией и уже полученным опытом. Розенбаум решил рискнуть и в результате завоевал очень большую популярность.
Сначала Александр исполнял блатные песни. Со временем он сменил репертуар, начав отдавать предпочтение военной тематике, истории России, философской лирике, казачьей и цыганской темам.
Манера игры Александра является своеобразной, очень насыщенной. Чтобы добиться максимальной яркости звука, он нередко применяет спаренные струны.
Жанна Бичевская, звезда авторской песни
Жанна Бичевская — певица, которую называют звездой авторской песни. В своем творчестве она придерживается тематики русского патриотизма и православной веры. В начале семидесятых годов в репертуар Бичевской вошли народные русские песни, которые она исполняла в бардовском стиле, в сопровождении акустической семиструнной гитары. В 1973 году Жанна стала призером Всероссийского конкурса эстрады, а в последующие годы объездила с концертами все страны соцлагеря. Позже неоднократно выступала в парижском зале «Олимпия» при аншлагах.
Российский исполнитель авторских песен собственного сочинения, драматург, сценарист и поэт, был активным членом сообщества «барды России». Его пьесы раннего периода ставились в московских театрах, а «Матросская тишина», написанная Галичем в 1958 году для театра «Современник», увидела свет только в 1988 году в постановке Олега Табакова. Тогда же Александр Галич начал писать песни и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. За основу своего творчества он взял исполнительские традиции Александра Вертинского — романс и поэтическое повествование под гитару. Стихи Галича по своей структуре и литературной ценности поставили его в один ряд с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой. Русская авторская песня стала главным направлением в творчестве Александра Галича.
Валерий Канер (1940–1999)
Канер Валерий Викторович (07.09.1940 – 22.06.1999). Окончил физфак Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1964). Доктор физико-математических наук. Писал стихи, а песни начал сочинять в 1959 году, когда с первым студенческим стройотрядом выезжал на целину. Много лет был душой сатиро-юмористического коллектива «ДУЭТ» («Дом ученых – Эстрадный театр») при Московском доме ученых. Участник пеших и водных походов по Карелии, Прибалтике, Дальнему Востоку и Сахалину. Вышли две книги стихов и песен: «Сто стихов» (М.: Интерпринт, 1995), «Недопетый звук» (М.: Аргус, 1996).
* * *
А все кончается, кончается, кончается,
Едва качаются перрон и фонари.
Глаза прощаются, надолго изучаются –
И так все ясно — слов не говори!
А голова моя полна бессонницей,
Полна тревоги голова моя.
И как расти не может дерево без солнца,
Так не могу я жить без вас, друзья!
Спасибо вам — не подвели, не дрогнули,
И каждый был открыт таким, как был…
Ах, дни короткие за сердце тронули –
Спасибо вам, прощайте до Курил!
Мы по любимым разбредемся и по улицам,
Наденем фраки и закружимся в судьбе –
А если сердце заболит, простудится,
Искать лекарства будем не в себе.
Мы будем гнуться, но, наверно, не загнемся,
Не заржавеют в ножнах скрытые клинки,
И мы когда-нибудь, куда-нибудь вернемся,
И будем снова с вами — просто мужики…
А все кончается, кончается, кончается,
Едва качаются перрон и фонари.
Глаза прощаются, надолго изучаются –
И так все ясно — слов не говори!
1968
Песня В. Канера «А всё кончается» в исполнении ансамбля бардов. Видео содержит фото и документальные съемки, передающие дух и атмосферу того удивительного времени.
Фестивали бардовской песни
Больше всего бардов собирается на фестивалях авторской песни. Самый известный из них – Грушинский, который проходит ежегодно с 1968 г. в конце июня в г. Тольятти Самарской области. В настоящее время фестиваль поделился на 2. Второй фестиваль проходит в это же время на Мастрюковских озерах Самарской области.
Кроме того, в каждой области России в теплое время года проводятся региональные бардовские фестивали: «Парус надежды» в Воронежской области, «Оскольская лира» в Белгородской, «Автограф августа» в Липецкой, «Робинзонада» в Ленинградской и т.д. Информация о фестивалях в каждом регионе размещается в интернете. На официальных страницах фестивалей указывается время и место их проведения и наиболее удобный маршрут, каким можно туда добраться.
Фестивали авторской песни
Бардовские песни — уникальный жанр, одновременно близкий душам и далёкий от будничной жизни больших городов.
Бард представляется нам путешественником, променявшим комфорт и постоянство на романтику: костёр в лесу, палатку, старую гитару и ночное звёздное небо.
Барды не могут жить так, положено в обществе, потому что изнутри на них давит песня. Они продолжают давние традиции менестрелей, трубадуров, путешествующих музыкантов, которые столетиями ходили по миру, чтобы нести людям песню о настоящем чувстве, об истинной красоте, о чистой любви и о реальной, тяжелой, но прекрасной жизни.
Глубокие смыслы, внимательность к действительно ценным моментам в жизни — вот что отличает этот жанр песни. Авторские песни всегда глубоко трогательны, естественны и душевны. Это музыка, которая вызывает трепет, пробуждает память, очищает человека от суеты и ежедневной загруженности. На фестиваль бардовской песни мечтает попасть каждый человек, однажды прикоснувшийся к бездонной мудрости и вечной доброте этого музыкального направления.
Барды России — это мощное стилевое направление, самостоятельная уникальная группа музыкантов, влияющая даже на мировые тенденции.
Представители этой группы сформировали свой уникальный жанр, объединив широту русской души с любовью к величию российской природы, силой чувств и переживаниями, с которыми может столкнуться только наша душа. Российские барды создают песни, которые мгновенно становятся народными, музыку, которая навсегда остаётся играть в душе. Они рассказывают истории о позабытой стороне жизни, к которой мы тянемся всей своей сущностью. Они возвращают покой и умение любить мир, какие бы препятствия он не создавал на нашем пути.
Песни бардов как бы лишены автора. Их создаёт душа, в них отражается судьба целого поколения, целой эпохи. Это умная и тонкая музыка, пробуждающая в человеке лучшие черты. Каждый день Вас окружает мир, где слабого ждёт поражение, а сильный вынужден бороться каждую минуту
В этих обстоятельствах очень важно найти поддержку от тех, кто умеет любить эту сложную жизнь и делиться любовью к ней со слушателями.
Качественная музыка, которую исполняют российские барды — это украшение для любого праздника и мероприятия. Это частица душевности, которой нам так не хватает в современной быстрой жизни. Авторская песня делится со слушателями философией и силой, заряжает энергией, успокаивает.
Предлагаем организациию концертных программ с участием участников проекта «Песни нашего века»: В.Берковский, Дмитрий Богданов, А.Мирзаян, Л.Сергеев, Г.Хомчик, Лидия Чебоксарова, Константин Тарасов,
Дмитрий Сухарев, Сергей Никитин, Алексей Иващенко, Вадим и Валерий Мищуки, Сергей Хутас, Евгений Быков, ансамбль «Песни нашего века», хор МИСиС и другие.
Исполнители бардовской песни:
ИВАСИ (Алексей Иващенко и Георгий Васильев)
Вячеслав Ковалев (Санкт — Петербург)
Кукин Юрий
Боков Валерий
Александр Гейнц и Сергей Данилов
Леонид Сергеев
Галич Александр
Мищуки Вадим и Валерий
Болдырева Екатерина
Старченков Николай
Данской Григорий
Захарченко Любовь
Высоцкий Владимир
Макаренков Александр
Окуджава Булат
Визбор Юрий
Клячкин Евгений
Ланцберг Владимир
Суханов Александр
Козловский Андрей
Группа Грассмейстер
Смехов Вениамин
Крупп Арон
Третьяков Виктор
Щербаков Михаил
Матвеенко Сергей
Дудкина Наталья
Ким Юлий
Паньшин Владимир (г.Снежинск)
Анатолий Киреев
Баранов Андрей
Калачев Виктор
Розанов Владимир
Боханцев Сергей
Наумов Сергей
просмотров
Юлий Ким (23.12.36)
Ким Юлий Черсанович (род. 23.12.1936). Песни пишет с 1956 г. на свои стихи. Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959). В 1968 оставил педагогическую деятельность и профессионально занимается сочинением пьес и песен для театра и кино. Член Союза кинематографистов (1987), Союза писателей (1991). Лауреат Государственной премии имени Булата Окуджавы (2000). Часть песен написана совместно с композиторами Ген. Гладковым, В. Дашкевичем, А. Рыбниковым. Песни Юлия Кима прозвучали в 50 фильмах, в том числе: «Бумбараш», «Обыкновенное чудо», «Человек с бульвара Капуцинов» и др.
Песня старого пирата
На синем океане
Летит мой черный бриг:
Бристоль, Марсель, Кейптаун,
Торонто…
Сто три меридиана
Проткнул его бушприт,
И все без капремонта.
Английской королевы
За мной гонялся флот,
Сидел я и в остроге,
И в яме,
Меня среди Женевы
Ждал личный эшафот, –
И вот я здесь, я с вами!
Припев:
Через глаз — повязка,
Через череп — шрам…
Это не жизнь, а сказка,
Доложу я вам!
Добычу при победе
Мы делим пополам,
И только малютку леди,
И только малютку леди,
И только малютку леди
Я выбираю сам!
Пиастры и дублоны
Мне ветер пригонял:
Борт в борт, о шпагу шпага –
И к черту!
Зато в ответ мильоны
Я на ветер швырял, –
Мы с ветром схожи в чем-то.
Купец помрет за деньги,
Попа удушит жир,
Солдат помрет за чью-то
Корону,
А я помру на стеньге
За то, что слишком жил,
И все не по закону!
Припев.
1964
* * *
Как за меня матушка все просила Бога,
Все поклоны била, целовала крест,
А сыночку выпала дальняя дорога,
Хлопоты бубновые пиковый интерес.
Журавль по небу летит, корабль по морю идет,
А что меня куда влечет по белу свету,
И где награда на меня, и где засада на меня —
Гуляй, солдатик, ищи ответа.
Журавль по небу летит…
Ой, куда мне детться, дайте оглядеться,
Впереди застава, сзади — западня.
Белые, зеленные, золотопогонные,
А голова у всех одна, как и у меня.
Где я только не был, чего я не отведал,
Березовую кашу, крапиву, лебеду.
Вот только на небе я ни разу не обедал,
Господи, прости меня, я с этим обожду.
Песня «Журавль по небу летит…» (Владимир Дашкевич — Юлий Ким; поёт Александр Хочинский) из фильма «Бумбараш» (1971).
* * *
Куда ты скачешь мальчик, кой черт тебя несет.
И мерин твой хромает, и ты уже не тот.
Да что за беда, да что за беда, да что за беда ей богу.
Поеду понемногу, авось да повезет.
Куда ты скачешь мальчик, темно уже в лесу.
Там бродят носороги с рогами на носу.
Да что за беда, да что за беда, да что за беда ей богу.
Поеду понемногу, хоть кости растрясу.
Чего ты ищешь, мальчик, каких таких забав?
Цветочки все увяли, а травку съел жираф,
Да что за беда, да что за беда, да что за беда ей богу.
Поеду понемногу, хотя во всем ты прав, а я неправ.
Куда ты скачешь. мальчик, куда ты держишь путь?
Всю жизнь ты то и дело скакал, а толку чуть.
Да что за беда, да что за беда, да что за беда ей богу.
Поеду понемногу, куда? Куда нибудь.
«Короли и капуста» (1978)
Фильм «Короли и капуста» (1978) режиссёра Николая Рашеева по мотивам одноимённого романа О`Генри.
Известные исполнители авторской музыки. Барды
Юрий Визбор
Юрий
Визбор — автор и исполнитель песен, которые давно уже
полюбились людям. «Милая моя солнышко лесное», «Когда горит
звезда» и другие песни Визбора знает каждый человек. Его песни
всегда отличались мелодичностью и нежностью, которой было так мало
в 60-70 годах прошлого века.
Александр Галич
Александр
Галич — один из основоположников авторской песни. Он создал
свой, фирменный стиль в авторской песне. Бунтарь и враг Советского
строя он был вынужден эмигрировать за рубеж, где и был убит
агентами КГБ. За свою жизнь он написал большое количество песен,
которые были особенно популярны в 70 годах.
Булат Окуджава
Булат
Окуджава — Яркий представитель бардовского движения. Очень
популярный и известный поэт — песенник. Помимо исполнения авторской
песни занимался написанием сценариев и исторических романов. «Ваше
благородие, госпожа удача», «Песня беспризорника», «Давайте
говорить» и ещё очень многие произведения буквально стали
«народными».
Владимир Высоцкий
Владимир
Высоцкий — Самый любимый народом бард. Его песни затрагивают
душу человека. Очень патриотичные песни о войне, шуточные песни с
двойным смыслом, песни о природе и серьёзных профессиях. Помимо
песен снимался в кино и работал в театре.
Виктор Берковский
Виктор
Берковский — Российский учёный и яркий представитель
бардовского движения семидесятых. «Сороковые роковые», «Под музыку
Вивальди», «Гренада» и ещё более 200 песен, написанных Берковским,
очень популярны в народе.
Сергей Никитин
Сергей
Никитин — Советский композитор и бард. Лирик Советской
эпохи. Написал очень много песен к кинофильмам. Его «Александра»
из фильма «Москва слезам не верит» получила статус народной песни.
Очень много песен исполнял в дуэте с женой Татьяной Никитиной.
Сергей Никитин был очень востребован в 70 — 80 годах минувшего
века.
Александр Городницкий
Александр
Городницкий — Один из основоположников авторской песни.
Песня «Чистые пруды», исполнявшаяся Тальковым, написал и исполнил
впервые именно он. До сегодняшнего времени активно работает. Ведёт
передачу на телевидении и пишет стихи и песни.
Юрий Кукин
Юрий
Кукин — В молодости увлекался альпинизмом, ходил в походы.
Поэтому основное направление в творчестве Кукина отдаётся темам о
горах и природе. Песни очень мелодичные и востребованные. Их
хорошо петь у костра. Самыми известными хитами автора являются «За
туманом» и «Париж».
Александр Суханов
Александр
Суханов — Автор песен и исполнитель. Один из основателей
неформального клуба самодеятельной песни. Основная профессия —
математик, но известен благодаря своим песням (более 150 песен).
Писал на свои стихи и стихи прославленных поэтов — классиков.
Выступает и по сей день.
Вероника Долина
Вероника
Долина — Самый популярный автор среди женщин, исполнителей
авторской песни. Вероника Аркадьевна является очень плодовитым
автором. Она написала более 500 песен, среди которых многие широко
известны. Поначалу её не хотели принимать в клуб самодеятельной
песни, но своим упорством Долина доказала свою состоятельность.
Михаил Щербаков
Михаил
Щербаков — Популярный автор и исполнитель. Пик популярности
— 90 годы. Поёт как под гитару, так и с ансамблем в современной
обработке. Написал большое количество песен, среди которых очень
много популярных. Выступает на концертах и по сей день.
Александр Розенбаум
Александр
Розенбаум — Второй по популярности автор и исполнитель
после Владимира Высоцкого. В прошлом врач скорой помощи благодаря
особому стилю исполнения получил всесоюзную известность. Его
«Вальс бостон» и «Гоп-Стоп» поистине считаются народными.
Александр Яковлевич был депутатам Государственной думы. Ему
присвоено звание народного артиста РФ.
Знаменитые барды
На каждом этапе развития авторской песни были свои яркие представители.
Так, с середины 50-х гг. и до середины 60-х гг. в СССР заслушивались песнями Булата Окуджавы и Юрия Визбора.
На следующем, так называемом «протестном» этапе, появляются новые имена: Александр Галич, Вилли Токарев и Владимир Высоцкий – знаковая личность той эпохи. Высоцкий стал кумиром миллионов советских граждан. Он был не только бардом, но и талантливым актером.
Сначала Владимир Высоцкий писал свои песни для близких ему людей, но потом они захватили сердца широкой аудитории.
В стихах и песнях Высоцкого отражались насущные на тот момент проблемы. Пронизанные иронией и сарказмом, они покорили сердца всего Советского Союза.
Будучи еще и талантливым актером, Высоцкий добавлял в свои песни диалоги, превращая их в мини-спектакли.
Творческое наследие Владимира Высоцкого насчитывает около 600 композиций. Сегодня они считаются эталоном авторской песни.
В дальнейшем авторская песня получила развитие в творчестве Александра Башлачева, Александра Розенбаума, Сергея Трофимова и других бардов.
Таким образом, мы видим, что авторская песня прошла длинный пусть развития.
Сегодня проводится большое количество фестивалей, даже больше, чем в период расцвета бардовской песни. По радио и телевидению часто звучат бардовские композиции. Кроме того, есть даже передачи, посвященные авторской песне.
Появившись еще в 50-е гг. XX века, этот жанр смог не только выжить в новых условиях, но и получить дальнейшее развитие. В чем секрет бардовской песни? Скорее всего, в интересе к внутреннему миру человека, его духовным ценностям и способности собирать вокруг себя большое количество думающих людей. Все это позволило авторской песне стать поистине художественным и даже социокультурным явлением.
Виталий Билык — Рыцарь парижской бандероли
Виталий Билык — известный бард России, который зародился и начал свой творческий путь в Москве. Одним из основных инструментов, которые он использует в своих песнях, является баян. Баян — это русский национальный инструмент, который звучит мощно и мелодично. Он прекрасно подходит для того, чтобы сопровождать песни Виталия Билыка.
Творчество Виталия Билыка неразрывно связано с жанром шансона. Шансон — это особый стиль музыки, который нашёл свою популярность в России. Виталий Билык в своих песнях передаёт глубокие эмоции и сильные чувства, которые так характерны для этого жанра.
Помимо баяна, Виталий Билык также играет на таких инструментах, как гармонь, гусли, скрипка, балалайка и гитара. Он умело владеет каждым из них и использует в разных песнях в зависимости от настроения и сюжета.
Тексты песен Виталия Билыка обладают особой глубиной и значимостью. Он пишет о жизни, о любви, о прекрасном и о том, что происходит вокруг нас. Его песни заполняют душу слушателя и заставляют задуматься о важных вещах.
Виталий Билык пользуется огромной популярностью в России и за её пределами. Его выступления всегда привлекают огромное количество зрителей, которые ценят и любят его творчество. Виталий Билык стал настоящим рыцарем парижской бандероли — символом российской бардовской эстрады.
Развеем стереотипы
Многие люди приравнивают шансон к блатными песнями и часто критикуют бардовские мелодии. Стоит отметить, что блатное исполнение далеко не идеально, впрочем тексты и сама музыка также далеки от совершенства. Блатные песни, как правило, описывают несчастные будни бандитского народа, неразделенную любовь преступника и “возмутительные” поступки “коварной” полиции.
Шансон рассказывает слушателю совершенно о другом. Чтобы понять значение и смысл авторской песни нужно иметь тонкую и ранимую душу. Их недостаточно просто услышать — текст песни нужно осмыслить. Мелодичные ноты и красивые слова шансона остаются в сердце каждого слушателя. Это песни о жизни, буднях обычного человека и о реальности сегодняшнего дня
Здесь неоспорима важность самого текста, а музыкальное сопровождение уходит на второй план. Шансон занимает особое место среди популярной музыки нашей страны
Шлягеры известных исполнителей непроизвольно напевает каждый из нас.
Вы талантливый человек и вам есть, о чем рассказать слушателю? Быть может вы прекрасный поэт или просто любите послушать шансон? Тогда наш музыкальный портал — это то, что вам нужно. Здесь вы можете слушать online песни любимых исполнителей или познакомиться с новыми шедеврами. Мы предлагаем скачать mp3 шлягеры или поделиться своим творчеством.
Владимир Высоцкий — народный артист, русский бард
Есть в России исполнители авторской песни, чье творчество, безусловно, относится к высокому искусству песенного жанра. Таких бардов единицы, самый известный из них — Владимир Высоцкий, который заслуженно считается непревзойденным мастером авторской песни. Высоцкий обладал уникальным даром перевоплощения, многие из его песен написаны как бы от лица персонажа — это может быть какой-либо неодушевленный предмет, самолет или подводная лодка, микрофон на сцене или эхо в горах.
Начинается песня — и персонаж оживает. ЯК — истребитель, боевой самолет, живет своей жизнью, участвует в воздушном бою как бы сам по себе, а летчик ему только мешает. И таких ярких примеров, уникальных песен, написанных от первого лица, можно привести множество.
Авторские песни Высоцкого разделяются по сюжетным признакам. У него есть «дворовые», «лирические», «спортивные», «военные». Каждая песня – шедевр стихотворчества, положенный на простую мелодию. Талант великого русского барда Владимира Высоцкого безграничен, именно поэтому ему даровано всенародное признание, а творчество его бессмертно.
Непререкаемые авторитеты
Ушедшие из жизни барды России, список которых будет представлен ниже, — гордость национальной культуры:
- Виктор Берковский. Уроженец Украины, он дожил до своего 73-го дня рождения. Профессиональный ученый, Виктор был выдающимся композитором и прославился не только как самостоятельный автор, но и член творческого коллектива, в который входили Сергей Никитин и Дмитрий Сухарев. Среди его наиболее популярных песен — «Гренада», «Под музыку Вивальди», «На далекой Амазонке».
- Новелла Матвеева. Поэтесса и автор песен скончалась в 2016-м, ей был 81 год. Она оставила после себя огромное наследие, а среди ее песен особой популярностью пользуется «Девушка из харчевни».
- Ада Якушева. Уроженка Ленинграда прожила длинную жизнь. Она скончалась в возрасте 78 лет в 2012-м и хорошо известна как самобытная и интересная поэтесса. Многие барды России исполняют ее произведения. Например, Варвара Визбор подарила новую жизнь песне «Ты мое дыхание».
- Юрий Кукин. Поэт-песенник ушел из жизни в 2011-м, ему было 78. Уроженец Ленинградской области начинал свою карьеру как спортсмен, но впоследствии стал профессиональным артистом Ленконцерта. Наиболее известные песни автора — это «Канатоходец», «За туманом», «Весенняя песня».
Основные черты бардовской песни
Философская направленность
Барды – это не только музыканты, но и поэты-философы. Одной из главных черт их творчества является глубокий философский смысл, заложенный в словах песен. Они часто обращаются к вечным темам – любви, жизни, смерти, смыслу бытия. Таким образом, бардовская песня не только приятна слуху, но и поднимает важные вопросы о жизни и мире.
Авторская песня
Песни бардов – это всегда авторская композиция, в которой автор выражает свое мнение о мире и окружающем его мире. Они пишут о себе и своей жизни, о том, о чем им небезразлично. Это делает их творчество уникальным и особенным – каждый бард – это оригинальная личность с собственной музыкой и поэзией.
Социальная актуальность
Барды всегда были своего рода узниками своей эпохи – они говорят об окружающей действительности, показывая ее в разных аспектах. До сих пор в их песнях можно услышать отзвуки проблем, которые определяют жизнь людей, такие как бедность, войны, социальное неравенство и т.д. Барды поют о том, что беспокоит их и что им небезразлично, предоставляя слушателям новые углы зрения и новые мысли о том, что происходит в нашем мире.
Простые мелодии и аккорды
Особенностью бардовской песни является доступность музыки – она проста и понятна для большинства слушателей. Часто используются простые аккорды и мелодии, что позволяет быстро запомнить композицию и запеть ее вместе с исполнителем. Кроме того, барды не стремятся создавать узнаваемый и коммерческий звук – их музыка уникальна и естественна, что придает ей особую прелесть и чувственность.
Авторская, бардовская или самодеятельная?
Авторская песня, бардовская песня или поэтическая песня – песенный жанр, возникший в середине XX века, отличительными особенностями которого являются совмещение в одном лице автора (музыки, текста) и исполнителя, приоритет значимости текста перед музыкой и гитарное сопровождение. Иногда термины «авторская песня» и «бардовская песня» употребляют как синонимы. В 1950 и начале 1960-х годов наиболее употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня» – его применяли и сами авторы. Об этом этапе авторской песни пишет Юрий Визбор в статье «Люди идут по свету» в журнале «Смена» №11 за 1966 год.
Авторская песня в СССР была одной из форм самовыражения «шестидесятников» . Стихи и песни поющих поэтов, таких как Галич, Окуджава, Высоцкий, перепечатывались и распространялись через самиздат, минуя цензуру Гослита.
- (1918–1977)
- (1924–1997)
- (1938–1980)
- Подробнее «Поэзия «шестидесятников»
Юрий Визбор (1934–1984)
Домбайский вальс
Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой,
Месяц кончается март, скоро нам ехать домой.
Здравствуйте, хмурые дни, горное солнце, прощай,
Мы навсегда сохраним в сердце своем этот край.
Нас провожает с тобой гордый красавец Эрцог,
Нас ожидает с тобой марево дальних дорог.
Вот и окончился круг, помни, надейся, скучай!
Снежные флаги разлук вывесил старый Домбай.
Что ж ты стоишь на тропе, что ж ты не хочешь идти?
Нам надо песню допеть, нам надо меньше грустить.
Снизу кричат поезда, правда, кончается март,
Ранняя всходит звезда, где-то лавины шумят.
19 апреля 1961
Альплагерь «Алибек»
* * *
Ты у меня одна,
Словно в ночи луна,
Словно в году весна,
Словно в степи сосна.
Нету другой такой
Ни за какой рекой,
Нет за туманами,
Дальними странами.
В инее провода,
В сумерках города.
Вот и взошла звезда,
Чтобы светить всегда,
Чтобы гореть в метель,
Чтобы стелить постель,
Чтобы качать всю ночь
У колыбели дочь.
Вот поворот какой
Делается с рекой.
Можешь отнять покой,
Можешь махнуть рукой,
Можешь отдать долги,
Можешь любить других,
Можешь совсем уйти,
Только свети, свети!
1964
Фрагмент из фильма «Июльский дождь» М. Хуциева (1966) вошел в передачу «Не верь разлукам, старина» (1987), посвященную творчеству Ю. Визбора.
Милая моя
Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым подернулись угли костра.
Вот и окончилось все – расставаться пора.
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
Крылья сложили палатки – их кончен полет.
Крылья расправил искатель разлук – самолет,
И потихонечку пятится трап от крыла –
Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла.
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
Не утешайте меня, мне слова не нужны,
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны –
Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня,
Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
12 июля 1973
Владимир Высоцкий
70-е – 80-е годы прошлого столетия в России расцвело новое направление – культура бардов. Волосатые ребята в старых свитерах и с гитарами пели стихи у костра. Большинство из них пели не очень хорошо, да и стихи были скверные, а свитера – грязными. Но из тысяч и тысяч бардов в памяти людей остались самые яркие, самые выдающиеся, первый среди которых Владимир Высоцкий.
Он пел своим хриплым голосом стихи, а казалось, что говорит голосами тысяч своих слушателей, рассказывает их истории. О любви, о дружбе, о работе. Смешные, грустные, лирические, трагические, такие же разные, как и его почитатели, его песни слушают уже полвека и будут слушать ещё столько же и даже больше.