Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 – 1975)
Дмитрий Дмитриевич Шостакович – один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения – это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны.
Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом – так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.
До определённого периода, а именно до постановки оперы “Леди Макбет Мценского уезда”, Шостакович творил как свободный художник – “авангардист”, экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие.
Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке.
Несмотря на то, что сам Шостакович был “домашним” композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди.
Цитата Д.Д.Шостаковича: “Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.”
Советские композиторы – детям
Музыкальные композиции советского времени повествуют о пионерском лагере, дружбе всех детей мира, школе, и, конечно же, о подвигах героев. В музыке оживает волшебный мир сказки. Она представлена разными музыкальными жанрами: опера, балет, пьеса, мюзикл, кантаты и др.
Особый жанр, появившийся в то время – пионерская песня. Кроме того, советские композиторы отличились тем, что подняли на большую высоту музыку, которая помогает обучиться игре на фортепиано.
Прослушивая и играя музыку детских советских композиторов, дети ближе знакомятся с жизнью своих ровесников в братских республиках. Талантливые авторы:
- Украинские композиторы: В. Косенко, Н. Сильванский, И. Беркович, А. Филиппенко.
- Латышские: А. Жилинскас, М. Заринь.
- Эстонские: Э. Тамберг, Б. Кырвер, А. Гаршнек, Эуген Капп.
- Литовские: Б. Дварионас, В. Баркаускас.
- Грузинские: А. Баланчивадзе, М. Парцхаладзе.
- Башкирские: С. Шагиахметова.
- Армянские: Л. Спендиаров.
Большой популярностью у советских детей пользовались произведения С. Прокофьева и Д. Кабалевского. Предлагаем познакомиться с композиторами поближе.
Сергей Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев жил и писал музыку в 1891-1953 годах. Он один из самых значимых музыкантов 20 века. С. Прокофьев не только композитор, но еще талантливый дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат всевозможных премий.
Самую первую пьесу он сочинил еще в 5 лет. Это был «Индийский галоп». Любовь к музыке мальчику привила мать. Она была пианисткой и обучила своего сына. Очень скоро свет увидели многочисленные произведения для детей и взрослых. Творчество композитора многогранно. Его музыка удивляет богатством образов.
Дети всего мира полюбили симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и Волк». А учащиеся выделили сборник пьес «Детская музыка». Особенно нравится детям таинственная и задумчивая «Сказочка» и веселый «Марш».
Краткая биография:
- Годы жизни: 11(23).04.1891-05.03.1953.
- Место рождения: село Сонцовка Екатеринославской губернии.
- 1904-1917 – обучение композиции и фортепиано в консерватории Санкт-Петербурга.
- 1918-1932 – жизнь в Америке и гастроли по всему миру.
- 1923 – первая женитьба, рождение 2 сыновей.
- С 1936 – переезд в Москву, работа преподавателем в Московской консерватории.
- 1944-1947 – получил звания заслуженного деятеля искусств и народного артиста РСФСР.
- С 1948 – подвергался критике, продолжал свою деятельность на даче, заключил второй брак.
Дмитрий Кабалевский
Дмитрий Борисович Кабалевский
Дмитрий Борисович Кабалевский – композитор, дирижер, пианист, педагог, народный артист и герой труда. Он один из самых деятельных и разносторонних композиторов, писавших музыку в советское время.
Дмитрий Кабалевский работал во многих жанрах, но больше всего известен композициями советской тематики. Его музыка отличается хорошим вкусом, национальным колоритом, высоким мастерством.
Самое любимое сочинение у детей и подростков – триада инструментальных концертов. В частности, это фортепианный концерт на тему песни «То березка, то рябина». Также посвящены детям произведения «Семь веселых песен», «Четыре песни-шутки», «Песня утра, весны и мира».
Биография кратко:
- Годы жизни: 30.12.1904-14.02.1987.
- Место рождения: г. Санкт-Петербург.
- 1918 – переезд в Москву.
- 1925-1930 – обучение в Московской консерватории.
- С 1922 – работа в музыкальном техникуме Скрябина.
- 1927 – написал первые произведения.
- С 1932 – работа в Московской консерватории.
- С 1939 – профессор Московской консерватории.
- 1940-1946 – главный редактор журнала «Советская музыка».
- С 1959 – профессор консерватории в Мехико.
- С1962 и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества
- 1973-1983 – организовал Лабораторию музыкального образования и стал ее руководителем.
Эмиграция
Во время революции 1917 года Сергей Васильевич Рахманинов уехал на гастроли за границу. В Россию композитор больше не вернулся. Сначала семья поселилась в Дании, а через год переехала в Америку. Там Сергей Васильевич и прожил до самой своей смерти. Он очень тосковал по родине и мечтал вернуться. Долгое время, живя в эмиграции, он не писал новых произведений. Только через 10 лет муза вновь посетила его, он продолжил композиторскую деятельность, но как дирижёр выступал крайне редко. Большинство произведений, написанных Сергеем Васильевичем за границей, пропитаны тоской о родной стране. В Америке С. Рахманинов имел огромный успех. Скончался композитор 28 марта 1943 года. Похоронен под Нью-Йорком.
В данной статье дана полная биография Рахманинова — от детских лет и до последних дней жизни.
Человеком увлечённым, честным, требовательным к другим и к себе был С. Рахманинов. Биография, интересные факты из которой об этом свидетельствует, была нами рассмотрена в данной статье. Но мало кто знает о том, что:
- в детстве Сергей Васильевич очень любил бывать со своей бабушкой в монастырях и слушать звон колоколов;
- дедушка композитора был пианистом-любителем, брал уроки у Джона Фильда, писал музыку и несколько его произведений были изданы;
- в 4 года Сергей Васильевич уже умел играть в четыре руки в дуэте с дедом;
- первой любовью композитора была Вера Скалон, она тоже влюбилась в юного С. Рахманинова, он посвятил ей романс «В молчанье ночи тайной» и ещё несколько произведений, писал ей трогательные письма;
- Сергей Васильевич был очень пунктуальным;
- когда композитор злился, то лицо его становилось страшным;
- у С.Рахманинова был очень тихий голос;
- композитор не любил фотографироваться;
- предпочитал русскую кухню;
- любимые развлечения С. Рахманинова — верховая езда, коньки, плаванье, автомобили и моторные лодки, сельское хозяйство.
С
ергей Васильевич Рахманинов, потомственный русский дворянин, гениальный пианист и композитор, стал символом русской музыки во всем мире. После Октябрьской революции он эмигрировал в Америку и прожил там последнюю треть жизни, однако музыкальные сочинения Рахманинова были известны всему миру, не исключая и Советского Союза.
Симфонические танцы
Симфонические танцы
За несколько лет, которые Рахманинов провел в эмиграции, у него успел сложиться определенный режим гастрольной деятельности, с обязательным перерывом в летний период.
Начиная с 1931 года, семья мэтра проводила каждое лето на вилле “Сенар” в Швейцарии. В этом месте Рахманинов не только приходил в себя после насыщенного гастрольного сезона, но и работал над новыми музыкальными произведениями. С началом Второй мировой войны, планы мастера кардинально изменились.
Лето 1940 года Рахманинов провел вблизи Нью-Йорка. Здесь, мучаемый переживаниями о дочери, которая осталась в оккупированном немецкими войсками Париже, за рекордно короткий срок Рахманинов создал последнее в своей жизни симфоническое произведение.
Топ 10 произведений Сергея Рахманинова:
- Концерт для фортепиано и оркестра №2 си минор, Op. 18
Это, безусловно, одно из самых известных произведений Рахманинова. Концерт является вершиной фортепианного репертуара и известен своей виртуозностью и эмоциональностью.
«Вокализ»
Эта песня без слов, написанная для сопрано и фортепиано, имеет прекрасную мелодию и экспрессивное настроение.
«Этюд-картинка»
Серия 24 этюдов для фортепиано, которую Рахманинов написал в 1892 году, является одним из самых известных и сложных фортепианных произведений.
Симфония №2 ми минор, Op. 27
Эта симфония является одной из самых популярных и любимых произведений Рахманинова. Она полна эмоций, лирики и драматизма.
«Полёт шмеля»
Этот небольшой музыкальный фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» стал одним из самых узнаваемых и популярных произведений Рахманинова.
Фортепианный концерт №3 ре минор, Op. 30
Этот концерт сложен в исполнении и требует выдающихся навыков пианиста. Он считается одним из самых технически сложных фортепианных произведений в истории музыки.
«Всенощное бдение», Op. 37
Это оратория, которая основана на русской православной службе и включает большой хор, солистов и орган.
Рапсодия на тему Паганини
Эта композиция для фортепиано и оркестра является грандиозным произведением, в котором Рахманинов использовал музыкальную тему Никколо Паганини с небывалой виртуозностью и изобретательностью.
«Богородица»
Эта песня, которая также известна как «О Божья Матерь, радуйся», является одним из самых известных религиозных произведений Рахманинова.
«Симфонические танцы», Op. 45
Эти танцы являются последним произведением Рахманинова. Они являются грандиозным завершением его творческого наследия и отличаются богатством оркестрового звучания и душевными мелодиями.
100 великих композиторов мира
Список композиторов в хронологическом порядке
1. Жоскен Депре (1450 –1521)2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)4. Генрих Шютц (1585 –1672)5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)6. Генри Пёрселл (1658 –1695)7. Арканджело Корелли (1653 –1713)8. Антонио Вивальди (1678 –1741)9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)10. Георг Гендель (1685 –1759)11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)15. Антонио Сальери (1750 –1825)16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)20. Николло Паганини (1782 –1840)21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)23. Джоаккино Россини (1792 –1868)24. Франц Шуберт (1797 –1828)25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)26. Винченцо Беллини (1801 –1835)27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)30. Фридерик Шопен (1810 –1849)31. Роберт Шуман (1810 –1856)32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)33. Ференц Лист (1811 –1886)34. Рихард Вагнер (1813 –1883)35. Джузеппе Верди (1813 –1901)36. Шарль Гуно (1818 –1893)37. Станислав Монюшко (1819 –1872)38. Жак Оффенбах (1819 –1880)39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)40. Сезар Франк (1822 –1890)41. Бедржих Сметана (1824 –1884)42. Антон Брукнер (1824 –1896)43. Иоганн Штраус (1825 –1899)44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921)48. Лео Делиб (1836 –1891)49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)50. Жорж Бизе (1838 –1875)51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)53. Антонин Дворжак (1841 –1904)54. Жюль Массне (1842 –1912)55. Эдвард Григ (1843 –1907)56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)57. Габриель Форе (1845 –1924)58. Леош Яначек (1854 –1928)59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)63. Гуго Вольф (1860 –1903)64. Густав Малер (1860 –1911)65. Клод Дебюсси (1862 –1918)66. Рихард Штраус (1864 –1949)67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)69. Ян Сибелиус (1865 –1957)70. Франц Легар (1870 –1945)71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)74. Морис Равель (1875 –1937)75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)76. Бела Барток (1881 –1945)77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)79. Антон Веберн (1883 –1945)80. Имре Кальман (1882 –1953)81. Альбан Берг (1885 –1935)82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)83. Артур Онеггер (1892 –1955)84. Дариюс Мийо (1892 –1974)85. Карл Орф (1895 –1982)86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)87. Джордж Гершвин (1898 –1937)88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)91. Тихон Николаевич Хренников ( род. в 1913 году)92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)95. Родион Константинович Щедрин ( род. в 1932 году)96. Кшиштоф Пендерецкий ( род. в 1933 году)97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)98. Боб Дилан ( род. в 1941 году)99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)100. Стинг ( род. в 1951 году)
Гармония музыки Чайковского
Использование модуляции
Одним из основных элементов гармонии в музыке Чайковского является модуляция. Она заключается в использовании различных тональностей и их перемещением друг в друга. Чайковский предпочитал использовать множество модуляционных связей, что придавало его музыке особый колорит и экспрессивность.
Использование диссонансов
Чайковский также часто использовал диссонансы в своей музыке. Они придают ее более выразительные тона и могут создавать напряженность в звучании. Однако, он не злоупотреблял использованием диссонансов и умел балансировать между гармоничностью и экспериментированием.
Использование оркестрации
Очень важным элементом гармонии музыки Чайковского является его оркестразия. Чайковский радовался возможностям, которые предоставлял ему оркестр, используя блестящее мастерство композитора и выражая свое индивидуальное видение мира. Он часто использовал оркестр, чтобы создать общее звуковое пространство и стилистическую целостность произведения.
- Сложные и насыщенные гармонии – характерная особенность музыки Чайковского. Такие произведения, как его симфонии, струнные квартеты и пианистические сочинения, содержат множество гармонии и неожиданных тональностей.
- Использование лаконичности – также типично для музыки Чайковского. Он часто стремился создать простую мелодию, которая впоследствии обогащалась гармоническими эффектами и другими элементами музыкальной формы.
В целом, гармония музыки Чайковского характеризуется использованием множества модуляционных связей, диссонансов, оригинальной оркестрации, сложных и насыщенных гармоний и лаконичности.
Симфония №1
Симфония №1
Рахманинов также отмечал, что ни один из преподавателей, услышавших симфонию, не был в восторге от работы молодого композитора. Возможно, это было связано с отсутствием своего стиля, к тому времени еще не сложившегося у Рахманинова.
Премьера симфонии пришлась на 15 марта 1897 года в Санкт-Петербурге. Дирижёром тогда был прославленный Александр Глазунов.
К сожалению, в этот вечер Рахманинов испытал тяжкое разочарование, ведь его произведение потерпело полный провал. Критики приписывали автору эклектизм. Кроме того, большинство из них сошлось в том, что сочинение было недоработанным.
Эта неудача очень надломила Рахманинова — композитор оставил сочинительскую деятельность почти на три года. Это произведение в течение очень долгого времени оставалось неизданным, а партитура считалась утраченной.
Уже после смерти композитора, в 1944 году, удалось найти оркестровые голоса симфонии, благодаря чему была восстановлена и партитура сочинения. Второй раз мир увидел симфонию только в 1945 в Москве. На этот раз она имела оглушительный успех.
Одна часть сочинения, продолжительностью около 12 минут, увидела свет только в 1947 году, и называлась “Юношеская симфония”.
Рахманинов и Чайковский: отличия в стиле музыки
Сергей Рахманинов и Петр Чайковский являются классиками русской музыки. Однако, их стиль написания музыки имеет свои отличительные особенности.
- Характер мелодий. Мелодии Чайковского часто выразительные и драматические, с волнующей эмоциональностью. В то время как Рахманинов часто использует скрипические пассажи и более сложные мелодии.
- Использование хоровых композиций. Оба композитора любили писать хоровые композиции, однако в музыке Чайковского они часто являются главным элементом, тогда как у Рахманинова они чаще используются для добавления акцента в музыкальной композиции.
- Тембры. Рахманинов часто использует в своей музыке громкие оркестровые звуки, а у Чайковского чувствуются влияния народных мелодий, что проявляется в таких инструментов, как балалайка, баян или гусли.
- Классический подход. Музыка Чайковского очень часто соответствует принципам классической музыки, тогда как Рахманинов склонен применять более экспериментальный подход к написанию своих композиций.
Таким образом, хотя музыкальный талант обоих композиторов невероятно высок, их стиль сильно различается в ряде отношений. Узнавание этих различий поможет лучше понять, почему их музыка является уникальной и незабываемой.
Модерн / модерн
- Павел Чесноков (1877–1944)
- Александр Гедике (1877–1957)
- Николай Метнер (1880–1951)
- Николай Мясковский (1881–1950)
- Николай Рославец (1881–1944)
- Иосиф Румшинский (1881–1956)
- Леонид Сабанеев (1881–1968)
- Игорь Стравинский (1882–1971)
- Максимилиан Стейнберг (1883–1946)
- Александр Васильевич Александров (1883–1946)
- Михаил Гнесин (1883–1957)
- Борис Асафьев (1884–1949)
- Арсений Авраамов (1886–1944)
- Эрнест Пингу (1887–1942)
- Адриан Шапошников (1888–1967)
- Алексей Станчинский (1888–1914)
- Анатолий Александров (1888–1982)
- Владимир Щербачев (1889–1952)
- Борис Пастернак (1890–1960)
- Самуил Файнберг (1890–1962)
- Николай Голованов (1891–1953)
- Сергей Прокофьев (1891–1953)
- Артур Лурье (1892–1966)
- Николай Обухов (1892–1954)
- Лео Орнштейн (1893–2002)
- Иван Вышнеградский (1893–1979)
- Дмитрий Темкин (1894–1979)
- Джозеф Шиллингер (1895–1943)
- Анатолий Новиков (1896–1984)
- Александр Веприк (1898–1958)
- Александр Абрамский (1898–1985)
- Софи Кармен Экхардт-Граматте (1899–1974)
- Александр Черепнин (1899–1977)
- Александр Мосолов (1900–1973)
- Казимеж Вилкомирский (1900–1995)
- Виссарион Шебалин (1902–1963)
- Вернон Дюк (1903–1969)
- Варвара Гайгерова (1903–1944)
- Арам Хачатурян (1903–1978)
- Матвей Блантер (1903–1990)
- Дмитрий Кабалевский (1904–1987)
- Гавриил Попов (1904–1972)
- Алексей Животов (1904-1964)
- Борис Александрович Александров (1905–1994)
- Борис Арапов (1905–1992)
- Дмитрий Шостакович (1906–1975)
- Юлиан Скрябин (1908–1919)
- Нина Макарова (1908–1976)
- Евгений Голубев (1910–1988)
- Сулима Стравинский (1910–1994)
- Игорь Маркевич (1912–1983)
- Вениамин Флейшман (1913–1941)
- Тихон Хренников (1913–2007)
- Георгий Свиридов (1915–1998)
- Гара Гараев (1918–1982)
- Галина Уствольская (1919–2006)
- Мечислав Вайнберг (1919–1996)
- Александр Локшин (1920–1987)
- Ян Френкель (1920–1989)
- Карен Хачатурян (1920–2011)
- Револь Бунин (1924–1976)
- Татьяна Николаева (1924–1993)
- Владимир Вавилов (1925–1973)
- Борис Чайковский (1925–1996)
- Вениамин Баснер (1925–1996)
- Владимир Шаинский (1925–2017)
- Ирина Ельчева (род.1926)
- Эдисон Денисов (1929–1996)
- Микаэл Таривердиев (1931–1996)
- Софья Губайдулина (род.1931)
- Родион Щедрин (род.1932)
- Иосиф Андриасов (1933–2000)
- Альфред Шнитке (1934–1998)
- Леонид Грабовский ( род.1935 )
- Вячеслав Овчинников (р. 1936)
- Нектариос Чаргейшвили (1937–1971)
- Николай Капустин (1937-2020)
- Валентин Сильвестров (род.1937)
- Тигран Мансурян (род. 1939)
- Вячеслав Наговицын (1939 г. р.)
- Борис Тищенко (1939–2010)
- Вячеслав Артёмов (1940 г. р.)
- Владислав Стрелок (р. 1941)
- Владислав Золотарёв (1942–1975)
- Александр Кнайфель ( род.1943 )
- Александр Вустин ( род.1943 )
- Александр Журбин (1945 г.р.)
- Владимир Мартынов (род. 1946)
- Александр Мордухович (род. 1946)
- Юрий Чернавский (род. 1947)
- Николай Корндорф (1947–2001)
- Яков Казянский (род. 1948)
- Дмитрий Смирнов (род.1948)
- Елена Фирсова (род. 1950)
- Алла Павлова (род.1952)
- Сергей Павленко (1953 г.р.)
- Александр Раскатов (1953 г.р.)
- Леонид Десятников (р. 1955)
- Юрий Каспаров (р. 1955)
- Владимир Тарнопольский (род. 1955)
- Иван Соколов (1960 г. р.)
- Андрей Крылов (род. 1961)
- Юрий Ханон (род. 1965)
- Фред Момотенко (1970 г.р.)
- Евгений Кисин (1971 г.р.)
- Лера Ауэрбах (1973 г.р.)
- Лев Журбин (1978 г.р.)
Родители композитора
В семье военного и пианистки родился композитор Сергей Рахманинов. Биография его матери Любови Бутаковой известна не слишком хорошо. Она была дочерью генерала. Родилась в 1853 году, скончалась в 1929 г. Она окончила консерваторию по классу фортепиано. Её педагогом был Антон Рубинштейн. У неё было богатое приданое — пять имений с большими участками земли. Одно имение было родовым, остальные же были получены её отцом в качестве награды за службу.
Биография Рахманинова Василия Аркадьевича — отца великого композитора — связана с армией и музыкой. Родился он 1841 году и умер в возрасте 75 лет. Он был офицером, гусаром, при этом был одарённым музыкально. Поступил на службу в возрасте 16 лет в чине унтер-офицера. Через год стал юнкером, а ещё через год — прапорщиком. Потом побывал в чинах: подпоручика, корнета, старшего адъютанта, штабс-ротмистра, поручика. Несколько раз уходил в отставку по семейным обстоятельствам и снова возвращался в ряды военных.
Окончательно был уволен со службы по состоянию здоровья в 1872 году. После чего был назначен при нескольких уездах Новгородской губернии посредником земельного размежевания. За годы военной службы был награждён: крестом за покорение Кавказа, Серебряной медалью за покорение Чечни и Дагестана, медалью за усмирение Польского мятежа и серебряной медалью за покорение Западного Кавказа.
Игорь Фёдорович Стравинский
Выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Игорь Федорович Стравинский самостоятельно обучался музыке, беря уроки у Римского-Корсакова.
В 1914 году Стравинский покинул Россию, сначала обосновавшись в Швейцарии, затем перебрался во Францию, чтобы оттуда улететь в США. При этом композитор так говорил о своей музыке: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».
Начав свою творческую деятельность достаточно поздно, талантливый композитор, тем не менее, прочно вошел в историю, создав такие шедевры как: балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Веса священная», оперы «Соловей», «Мавра», «Царь Эдип», концерт для фортепиано и духовых инструментов и многие-многие другие.
Этюд соль минор, соч.33 №8
Само название сочинения Этюд соль минор, соч.33 №8, которое сам автор дал пьесам своего нового цикла, говорило о том, что здесь соединились оригинальные технические задачи с горячим стремлением к красочному живописанию при помощи звуков. Оба этих мотива, мелькавших уже ранее в прелюдиях Рахманинова, выступают в этом сочинении с еще большей образностью и рельефностью.
Здесь, как и в других сочинениях этого периода, нашли свое отражения мысли и переживания композитора о дальнейшей судьбе России, горячий протест против неотвратимого приближения чего-то действительно угрожающего.
Детские современные композиторы
Яркими представителями являются Юрий Савалов, Владимир Коровицын, Юрий Савельев.
Юрий Савалов был талантливым композитором, прекрасным педагогом и замечательным аранжировщиком. Увлеченно руководил оркестром в ДМШ. Он был и хорошим исполнителем. Играл на клавишных и духовых инструментах. Каждая из девяти его пьес для фортепиано имеет подзаголовок: “Мама”, “Признание”, “Ветер странствий”, “Вдохновение”, “Бал в замке принца”, “Прелюдия”, “Марш”, “Вальс”, “Колыбельная”. Все они очень интересные, разнохарактерные и красивые.
Владимир Коровицын родился в 1955 году. Его творчество составляет музыка, написанная в разных жанрах: песни, романсы, духовные произведения, написанные для хора, камерного и симфонического оркестра. Для детей он написал сборник детских песен под названием “Радуйся солнцу” и “Детский альбом” для фортепиано. Пьесы являются прекрасным пополнением репертуара учеников. Названия пьес точно отображают их характер и настроение: “Дюймовочка”, “Деревянные башмаки”, “Вариации мужичок с гармошкой”, “Емеля на печке едет”, “Грустная принцесса”, “Девичий хоровод”.