Общение в семье
Общение дома должно оставаться нормальным. Жизнь родителей и ребенка не поменялась как-то по-особенному. Он ходит в школу, учится, у него все те же предметы, что и у других детей. Просто его школа особая — для малышей и подростков с отставанием в психическом развитии.
Не нужно делать из этого какую-то запретную тему. Очень возможно, что пройдет всего 1-3 года, и ребенка
Иногда бывает так, что отставание развития спровоцировано семейными проблемами. Родители слишком мало времени уделяли своим детям, оставляли их одних, лишали возможности общаться с другими малышами. Нет общения, впечатлений — нет стимула для развития. Даже простая ролевая игра нескольких детей обладает огромным потенциалом.
Семейное образование
Семейное обучение подразумевает получение образования вне стен школы, то есть самостоятельное освоение программы. Ответственность за качество образования при этом лежит на плечах родителей.
Учиться можно дома самостоятельно или дистанционно в онлайн-школах. Чтобы перейти на семейное образование, необходимо проинформировать департамент образования, отчислиться из школы, выбрать школу для аттестации и организовать сам учебный процесс.
У семейного обучения много преимуществ:
+ дети могут учиться в комфортном темпе и с оптимальной нагрузкой; + весь образовательный процесс происходит дома в комфортной обстановке; + родители могут не обучать самостоятельно, а выбрать онлайн-школу; + у детей есть время на дополнительные занятия или хобби.
Минусы:
— трудозатратно для родителей, если они хотят обучать ребёнка самостоятельно; — при неграмотной организации учебного процесса дети не будут успевать по программе; — для прохождения промежуточных аттестаций нужно прикрепляться к массовым школам, при этом трудно найти образовательную организацию для аттестации по адаптированной программе; — дистанционное образование мало доступно для детей с нарушениями слуха, зрения, множественными нарушениями; — онлайн-школы платные.
В «Домашней школе Фоксфорда» ученикам с ОВЗ предоставляется скидка. Наша платформа удобна тем, что занятия можно просматривать в записи, а учеников поддерживают персональные наставники. У нас есть примеры успешного обучения детей с ОВЗ. Так, Настя Доманина, несмотря на тяжёлую форму ДЦП, с удовольствием посещает наши занятия
Однако обратите внимание — в нашей онлайн-школе обучение проходит по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Задачи и задания
Родители не должны менять свое отношение к малышу. Перевод в специализированное учебное заведение еще не означает, что ваш ребенок умственно отсталый. Этот диагноз
Дома вы можете ставить перед ним самые обычные задачи. Научите ребенка самостоятельно заботиться о гигиене, убираться в комнате. Для развития ситуационного мышления просто необходимо иметь обязанности. Давайте ему простые (разного уровня сложности) задания, которые нужно выполнять каждый день. Это помогает в волевом развитии личности, которое благотворно сказывается на психике.
Не стоит ограничивать детей в домашних
Нелепые предрассудки
Не секрет, что специальные (коррекционные) школы для детей с психическими и психологическими нарушениями развития вызывают особое недоверие у родителей, хотя их сыновьям и дочерям рекомендуется учиться в них…
Это нелепые предрассудки! Некоторые дети по состоянию здоровья не могут полностью освоить стандартный школьный курс математики или физики, но у них есть другие таланты. Многие из них достигают успехов в художественном творчестве, в адаптивной физической культуре…
Проблемы психического и умственного развития не означают, что дети не могут учиться. Они активно развиваются. Просто их путь к знаниям несколько отличается от образовательного пути большинства школьников.
Зачем нужна школа коррекции
Как часто мы слышим от родителей, что они заметили отставание в год, но решили подождать. В три наняли индивидуального педагога. В пять пошли в обычный детский сад и не поверили специалистам, отказались от системы коррекционно-педагогической помощи. Удалось обходными путями попасть в первый класс и доучиться до четвертого. А дальше ребенок не хочет больше идти в школу, ничего не делает целый день, лежит или играет в компьютер.
Светлана Лазуренко,,
руководитель Центра развития инклюзивного образования Российской академии образования (РАО)
Родители не всегда могут принять факт того, что ребенку нужна специальная система обучения и не всегда осознают ее преимущества, говорит Светлана Лазуренко. Дефектолог отмечает, что в таком случае страшно не то, что ребенок не хочет учиться, а то, что он не «приучен ни к какому виду деятельности», тогда как система специального образования помогает ему «проникнуть в культуру, что само по себе является социальной интеграцией».
Материальная база и оснащение
Коррекционные школы порой оснащены лучше общеобразовательных, так как получают большее финансирование, объясняет Екатерина Мень. Они могут подчиняться не муниципалитету, как все общеобразовательные школы, а, например, региональному министерству. Это дает некоторое преимущество. Так, в рамках нацпроекта «Образование», стартовавшего в 2019 году, в течение шести лет финансирование получат 800 коррекционных школ – почти половина от их общего числа по стране. На это ежегодно выделяют по миллиарду рублей.
Получается, что ученики с инвалидностью, которых мы включаем в общеобразовательную среду, более уязвимы, чем те ученики, которые остаются в коррекционных школах.
Екатерина Мень,,
президент Центра проблем аутизма
Коррекционная школа сегодня может иметь и лучшую материальную базу. Например, если учебное заведение формировалось для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, очевидно, что там создана инфраструктурная доступность – тогда как не в каждую школу можно зайти с ребенком-колясочником. Если коррекционная школа основана еще в советское время, она может быть оснащена междисциплинарно: бассейн, кабинет ЛФК и массажный кабинет.
Штат педагогов-узких специалистов в коррекционном учебном заведении, продолжает Екатерина Мень, часто более широк: если в среднеобразовательной школе один дефектолог, то в специальной дефектологическое образование имеет каждый учитель. Есть и «сервисные» плюсы: коррекционная школа, например, предлагает автобус, который забирает и развозит детей по домам, или опцию оставлять воспитанников на ночь. В конце концов, полагает Мень, родителям может казаться, что такая среда больше подготовлена под тот тип инвалидности, который есть у их ребенка.
Обучение по коррекционной программе 7-го вида
По ней обучается особый ребенок, зачисленный в 1-й класс
Вспомогательная школа особое внимание уделяет дополнительному образованию. Помимо уроков, воспитанникам таких ОУ предлагаются кружки и секции спортивного, музыкального, художественного направлений
Характерна и вариативность в обучении. В частности, на некоторые основные темы педагог уделяет больше часов, чтобы закрепить практические умения и навыки детей. Существует определенный стандарт, разработанный для коррекционных школ каждого типа. Выпускники таких учебных заведений должны соответствовать всем требованиям, указанных в ФГОС.
Плюсы специализированного обучения
В коррекционных классах школ обучается от семи до четырнадцати учеников. При большем количестве учеников ставка должна быть назначена еще на одного учителя. В этом случае формируется дополнительный корректирующий класс. Небольшое количество детей позволяет уделять каждому из них максимум внимания.
Положительной стороной этого занятия является то, что работу со студентами проводят не обычные учителя, а педагоги-дефектологи. Эта специальность преподается в вузах. Дефектологи призваны работать с детьми, у которых сложный медицинский диагноз. Эти учителя могут найти ключ даже для самых трудных детей.
Логопеды работают со студентами, проходящими коррекционные курсы в школах. При необходимости такое обучение проводится индивидуально. С детьми, посещающими лечебный класс, работают психологи. При необходимости эти специалисты консультируют родителей.
В расписании корректирующих занятий учтено привлечение особенных детей. Он включает в себя простейшие упражнения и занятия. Это позволяет ребенку подниматься по учебной лестнице микроскопическими ступенями. Другими словами, такая специальная программа идет в ногу с задержкой развития учащегося.
Виды коррекционных школ
Государство коррекционные школы относит к образовательным учреждениям, где создают условия для получения образования деткам с ограниченными возможностями здоровья. В понятие «ограниченные возможности здоровья» попадает и школа для умственно отсталых детей, и для глухих, слепых, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Какие бывают по форме обучения:
- специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;
- коррекционная общеобразовательная;
- общеобразовательная школа-интернат.
В зависимости от патологии ребенка, его направляют в образовательное учреждение определенного вида. Всего есть 8 видов коррекционных школ:
- для глухих детей;
- для слабослышащих, но сохранивших остаточный слух и самостоятельную речь;
- для незрячих;
- для слабовидящих;
- для ребятишек с тяжелыми нарушениями речи;
- для деток с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой развития;
- коррекционная школа 8 вида принимает учеников с умственной отсталостью.
Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу
Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе.
Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители.
Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.
Функциональная грамотность 1 класс. Тренажер для школьников
Особенности учебных заведений
Основная цель образования в коррекционных школах — помощь в социальной адаптации. При составлении программ используют методологии, основанные на психологических и физиологических особенностях школьников.
Коррекционные школы классифицируют по патологиям учащихся, которые проходят в них обучение. Всего выделяют 8 групп специализированных учебных заведений для детей:
- 1 и 2 — для глухих и слабослышащих.
- 3 и 4 — для слепых и слабовидящих.
- 5 — при наличии нарушений речевого развития.
- 6 — при проблемах в развитии опорно-двигательного аппарата.
- 7 – с общей задержкой развития.
- 8 – при диагностировании умственной отсталости.
Выбор в пользу коррекционной школы – это всегда непростое решение для родителей. Более того часто специализированные учебные заведения расположены вдали от дома, поэтому являются интернатами. Это значит, что школьник будет там находиться в течение рабочей недели. Если заведение расположено в другом городе, то с родными получится встречаться только на каникулах.
Но, несмотря на это, следует признать, что при правильном выборе обучения в специализированных школах является эффективным и качественным. В обычных образовательных заведениях у особенных детей всегда возникают сложности в учебе. Кроме всего, далеко не всегда складываются комфортные взаимоотношения с одноклассниками. На фоне психологического дискомфорта и стрессов увеличиваются риски развития депрессии. Это может в значительной степени ухудшить состояние здоровья школьников, которые имеют природные отличия от одноклассников.
Кого принимают в коррекционный класс?
Специальное образование в общеобразовательной школе получают дети, которые сталкиваются с некоторыми трудностями в получении знаний и плохо адаптированы в коллективе. Как правило, у таких студентов проявляются незначительные нарушения в работе мозга, центральной нервной системы, а также задержка по эмоционально-волевому типу.
Дети с тяжелыми отклонениями в развитии не принимаются в открытый коррекционный класс общеобразовательной школы. Это включает:
— тяжелые нарушения слуха, зрения, двигательных форм и речи;
— задержка психического развития;
— выраженные нарушения коллективного общения, в виде раннего аутизма.
Надомное обучение
Ребёнок с ОВЗ может числиться в классе массовой или коррекционной школы, к нему будут приходить учителя домой или вести занятия дистанционно.
Для организации надомного обучения школе необходимо создать ИУП, распределить нагрузку по преподавателям и рассмотреть возможные формы аттестации.
Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, необходимо заявление родителей и заключение медико-социальной экспертизы. При этом право на него имеют только дети с заболеваниями из определённого перечня.
Главное преимущество такого образования — он подходит для маломобильных детей и тех, у кого сложные нарушения.
Минусы:
- родителям необходимо создать условия для обучения дома, например, открывать дверь педагогу, если ребёнок малоподвижен;
- надомникам приходится много материала изучать самостоятельно.
<<Форма бесплатного курса>>
Советы и рекомендации
Если врачи установили наличие особенностей и отклонений при развитии ребенка, то нужно, как можно, раньше найти подходящую по специфике коррекционную школу. Правильный выбор учебного заведения позволяет повысить шансы на адаптацию в обществе.
Оптимально, если школа находится в непосредственной близости от дома. В этом случае, учеба не будет связана с необходимостью временных затрат на дорогу. Но такие варианты, подобрать довольно трудно, поскольку специализированные интернаты, в большинстве случаев, расположены за городской чертой. Более того, заведения для обучения детей с серьезными патологиями имеются не в каждом городе.
Сегодня можно выбрать государственную или частную коррекционную школу. В первом случае предоставляются бесплатные образовательные услуги. Но при этом условия для обучения несколько хуже в сравнении с частными специализированными учреждениями. Поэтому при наличии финансовых возможностей лучше выбирать платные варианты. В частных школах предусмотрено много дополнительных услуг, которые способствуют развитию детей и увеличивают шансы на успешную адаптацию в обществе.
Вместо обучения в специализированной школе можно выбрать вариант занятий в коррекционных классах, которые функционируют в общеобразовательных учебных заведениях. Как правило, в них педагоги работают с детьми с незначительными отклонениями в развитии. После успешной корректировки патологий развития многие школьники возвращаются к учебе в обычных классах.
Каждому свой путь
В последние годы во многих странах дети-инвалиды учились вместе со своими здоровыми сверстниками. Эксперты сходятся во мнении, что в долгосрочной перспективе все больше и больше детей с особыми потребностями будут ходить в обычные общеобразовательные школы. Но российские школы еще не готовы к адаптации «особенных» детей. У них нет ни специалистов, ни оборудования, ни разработанных для этого методик.
В то же время, говоря о развитии инклюзивного (то есть совместного) образования, нельзя разрушать существующую систему специальных школ. В этих школах накоплен обширный опыт обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями.
Во всех регионах России в комитетах образования есть структурные подразделения, которые занимаются такой работой. В Санкт-Петербурге эти обязанности возложены на Диагностический и консультационный центр. В нем работают более пятидесяти специалистов: учителя, социальные педагоги, психологи, врачи.
Одна из основных задач центра — определение индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка с «особыми потребностями». В одних случаях рекомендуется учиться в обычной школе, в других — в специальном учебном заведении. Решение принимает комиссия специалистов после всестороннего детального обследования ребенка.
Инклюзивное обучение в обычной школе
Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети учатся вместе в одном классе, проводят перерывы на равных, посещают столовую или школьные каникулы.
Инклюзивное обучение имеет ряд неоспоримых преимуществ:
+ Дети с ограниченными возможностями остаются вместе со здоровыми детьми, и дети быстро привыкают к тому, что все люди разные.
+ Студенты учатся помогать друг другу и развивать сочувствие.
Тем не менее, включение считается спорным вариантом обучения, потому что оно создает ряд проблем:
- Школа по месту жительства не имеет права отказать ребенку в учебе, но вместе с тем не имеет права принимать его без создания особых условий, например наличия пандусов.
- Создание особых условий может быть проблемой, которую школа не может решить самостоятельно. Следовательно, не у всех образовательных организаций есть бюджет на штатного дефектолога и наставника.
- Администрация некоторых школ приветствует детей с ограниченными возможностями для получения статуса «инклюзивной школы», но не направляет учителей на переподготовку. В результате учителя просто не знают, как работать с классом с ребенком, имеющим проблемы со здоровьем.
- Многие родители стремятся сделать своего ребенка инвалидом «как все» и полностью забыть о его индивидуальных потребностях. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с инвалидностью. Все это приводит к психологическим травмам и конфликтам.
Коррекционный класс в обычной школе
В педагогической среде такая форма обучения детей с ОВЗ называется интеграцией. Не стоит путать с инклюзией. При интеграции ребят с ОВЗ одного возраста объединяют в отдельный коррекционный класс. Получается, что дети с ОВЗ учатся отдельно, по своей программе, но общаются с остальными сверстниками на переменах.
Преимущества интеграции:
+ дети с ОВЗ занимаются по своей программе и не чувствую себя отстающими; + они находятся в коллективе.
Проблемы в интегративной среде такие же, как в инклюзии. А главный недостаток заключается в том, что коррекционный класс воспринимается обществом как нечто «на ступень ниже» — «пятно» на репутации ребёнка и в истории школы.
Специальные классы III и IV вида
Они созданы для обучения, воспитания и коррекции отклонений у детей с имеющимися нарушениями зрения. Дети с косоглазием и амблиопией могут быть приняты на эти лечебные занятия.
Основная задача учителей — формирование компенсаторных процессов у студентов. Для этого проводятся не только групповые, но и индивидуальные занятия по дальнейшему развитию тактильного и зрительного восприятия разговорной речи, по социальной направленности, занятия лечебной физкультурой, ритмика. В процессе обучения в таких лечебных классах у детей развиваются коммуникативные навыки.
Для освоения школьной программы слабовидящим ученикам предоставляется специальное оборудование и приспособления для подбадривания. Система Брайля лежит в основе образования этих детей. Педагог использует нестандартные учебные материалы, а также специальные наглядные пособия. Все это позволяет некоторым образом расширить рамки доступности представленной информации.
Безопасность и сенсорные зоны: какой должна быть среда спецшкол
В коррекционных школах остро встает вопрос безопасности, отмечает дефектолог, руководитель комплекса детского сада и начальной школы «Курорт» Дарья Пауте. Среда, которая не содержит риска для норматипичного ребенка, может представлять опасность для ребенка с ограниченными возможностями. Поэтому часто преподаватели и персонал школы «перестраховываются», убирая даже стулья из коридоров, лишь бы чего не случилось. Тем не менее, подчеркивает Пауте, именно через бережно обустроенную среду ученики будут чувствовать заботу. Внутри коррекционных школ (любого вида) должно быть больше пространства и воздуха, говорит она. Обязательно нужно оборудовать комнаты сенсорной разгрузки и обучить персонал проводить там занятия.
Пространство должно быть максимально безопасным и мягким, удобным и понятным, без популярных сейчас провокаций, таких как горка со второго этажа на первый – в специальной школе это может быть небезопасно и непредсказуемо. Стены следует делать «самые антивандальные из всех антивандальных», например, красить меловой краской, чтобы они не портились, когда ребенок будет рисовать на них или бить их ногой.
Иллюстрация: Александра Ржаницына для EdDesign Mag
Имеет смысл, продолжает Дарья, делать упор на сенсорные разгрузочные места, возможно, на библиотеку с интересными норками и мягкими конструктами. Хороший зал для физической активности – она помогает дозреванию зон коры головного мозга – способствует интеллектуальной активности и просто в большом количестве представлена в расписании.
Залов, может быть, нужно несколько – разных для разных детей – и они должны быть меньшего размера, чем в обычной школе. А кроме того, считает Пауте, нужны мастерские – столярная, кулинарная, швейная. Более того, это может быть аналог квартиры – чтобы в специальных школах дети получали не только академические знания (с этим, по мнению эксперта, российская система образования справляется), но и бытовые навыки.
Светлана Лазуренко так описывает «идеальную школу для всех»: «Рядом с жилыми домами расположена школа, и в ней учатся дети района. Там создана доступная и развивающая среда, достаточное число кадров, способных учить, оказать помощь и удовлетворить особые образовательные потребности конкретного обучающегося.
А когда завтра придет ребенок с другими потребностями, коллектив оперативно внесет изменения в организацию образовательного процесса, и этому ребенку будет в школе комфортно. Следить за состоянием здоровья и принимать участие в планировании образовательного процесса будут медицинские работники: они помогут включить в урок нужный объем здоровьесберегающих технологий и определят условия, полноценно раскрывающие личностный и познавательный потенциал каждого ребенка».
Где создаются специализированные классы?
Процесс обучения детей с задержками в развитии можно организовать в любом образовательном учреждении. Тем, кто не знает, что такое коррекционный класс в школе, стоит пояснить, что в него поступают дети из специальных групп дошкольных учреждений. Кроме того, регистрация возможна только с согласия родителей по их письменному запросу.
Корректирующий класс, как правило, открывается на начальном этапе школьной программы. Кроме того, он продолжает функционировать до тех пор, пока вы не получите неполное среднее образование. Для работы с детьми в состав учреждения входят специально обученные педагоги. Кроме того, в школе должна быть научно-методическая литература, а также материальная база, соответствующая направлению занятий. Все это позволит организовать учебный процесс, а также оказать профилактическую помощь и поддержку этим особенным детям.
Коррекционные классы в школах открываются по приказу директора. При этом должно быть обязательное заключение психолого-медико-педагогической консультации школы на каждого из детей, а также психолого-медико-педагогической комиссии района.
Чьи выпускники самые конкурентоспособные
В список лучших школ по конкурентоспособности выпускников включили 200 образовательных организаций, после окончания которых чаще всего поступают в российские вузы из топ-50 рейтинга вузов RAEX (учитываются только головные организации без филиалов). Всего аналитики изучили данные о более чем 230 тысячах выпускников российских школ, свыше 70 тысяч из которых поступили в десять лучших вузов страны.
Чтобы определить позиции школ в рейтинге, специалисты учитывали данные о числе их выпускников, которые поступили на первый курс в 2021 и 2022 годах и учатся очно. В том числе они фиксировали основания поступления — например, по результатам олимпиады без вступительных испытаний или по целевой квоте, а также поступление на бюджетное или платное место. Оценивалась доля ребят, поступивших в ведущие вузы, среди всех выпускников школы за эти два года.
Топ-10 школ по конкурентоспособности выпускников
Место | Школа | Город | Доля бюджетников | Доля олимпиадников |
---|---|---|---|---|
1 | СУНЦ МГУ | Москва | 29% | 6,9% |
2 | Физтех-лицей имени П. Л. Капицы | Долгопрудный | 34,8% | 47,7% |
3 | Лицей «Вторая школа» | Москва | 37,9% | 42,9% |
4 | Физико-математический лицей №31 | Челябинск | 42,2% | 54,2% |
5 | Университетская гимназия МГУ имени М. В. Ломоносова | Москва | 54,8% | 33,9% |
6 | Президентский физико-математический лицей №239 | Санкт-Петербург | 33,4% | 54,5% |
7 | Лицей КЭО | Ростов-на-Дону | 52,4% | 41,3% |
8 | СУНЦ НГУ | Новосибирск | 63,4% | 25,2% |
9 | Физико-математическая школа | Тюмень | 35,6% | 56,3% |
10 | Физико-математический лицей №5 | Долгопрудный | 45,1% | 30,8% |
Источник данных: RAEX
По сравнению с прошлогодним рейтингом произошли некоторые изменения. Например, некоторые школы поменялись местами в рамках первой десятки. Кроме того, в неё вошло несколько новых школ:
- СУНЦ НГУ (в 2022-м был на 11-й строчке);
- физико-математическая школа Тюмени (была на 14-й);
- физико-математический лицей №5 города Долгопрудный (был на 13-й).
Покинули топ-10 три столичных учебных заведения:
- школа №179;
- школа №2007 ФМШ;
- общеобразовательная школа Центра педагогического мастерства.
Как отметил генеральный директор рейтингового агентства RAEX Дмитрий Гришанков, региональные школы повышают свою конкурентоспособность на фоне столичных. А доля последних в списке за последние четыре года уменьшилась с 45 до 31%.
Обучение детей с ОВЗ
Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.
При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:
- ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ,
- ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:
- Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
- Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении.
- Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.
Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет.
Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:
- первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
- второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени;
- третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
- четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.
<<Форма демодоступа>>
Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:
- диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
- диагноз продляют;
- диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.
Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту.
Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.
<<Перелинковка>>
Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:
- сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
- занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
- специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
- специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.
В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ:
- в инклюзивном классе массовой школы,
- в коррекционном классе массовой школы,
- в коррекционной школе,
- надомное образование,
- семейное образование.
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Плюсы обучения
Главным плюсом специализированной школы является возможность комфортной социализации ученика, который имеет определенные нарушения в здоровье или отклонения в развитии. Предлагаемые программы обучения учитывают возможности школьников. Дети в процессе обучения успешно развиваются в условиях полноценной социализации в коллективе сверстников.
Основные плюсы коррекционных школ:
Создания благоприятных условий обучения, которые полностью соответствуют возможностям школьников.
Малое количество учеников в классах – до 14 человек
Это позволяет педагогам уделять требуемое внимание на уроке каждому ребенку.
Посильные требования. Обучение проводится в соответствии со специальными программами, которые предусматривают адаптацию всех изучаемых предметов.
Отсутствие лишних предметов в программе обучения, что позволяет снизить нагрузку.
Предоставление, при необходимости, родителям необходимой методической и консультационной помощи.
Возможность проведения профессиональной психологической коррекции, что упростит дальнейшую адаптацию в социуме.
Комплексный подход, направленный на постепенное исправление существующих проблем со здоровьем.
Проведение занятий педагогами со специальной подготовкой, что гарантирует индивидуальный подход к каждому ученику.
Развитие и приобретение устойчивых навыков, которые позволят в будущем стать самостоятельным человеком.
Качественное, сбалансированное питание и регулярные умеренные физические нагрузки, подобранные в соответствии с индивидуальными особенностями школьников.
В большинстве коррекционных школ делается акцент на профориентационную помощь. Особенным детям помимо освоения общеобразовательных предметов помогают овладеть востребованной рабочей профессией.
Необеспеченная инклюзия как корень проблем
Существует коллизия, связанная с разным уровнем возможностей общеобразовательных и специальных школ. По-хорошему, специальная среда в первую очередь нужна ученикам с серьезными сложностями в обучении, а инклюзия – остальным детям с особенностями развития. По закону, впрочем, государство обязано предоставить особым детям специальные образовательные условия в любой из выбранных госшкол. Условия прописываются в заключении ПМПК, с которым опекун вправе обратиться в специальную или общеобразовательную организацию, и ребенка должны принять.
На деле нередки случаи, когда общеобразовательная школа принимает ребенка с особыми потребностями в класс из 25 человек, однако не создает для него условий, утверждает председатель Совета ВОРДИ (Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов) Елена Клочко. Это называется необеспеченная инклюзия, которая порождает в дальнейшем целую цепочку проблем.
Иллюстрация: Александра Ржаницына для EdDesign Mag
Особые дети вне инклюзивной среды, продолжает Елена Клочко, являются обузой для класса и неуспешными для самих себя. Нередко в итоге их «выводят на надомное обучение», либо переводят в коррекционную школу, где должны обучаться дети «более сложные» – умственная отсталость, тяжелые множественные нарушения, безречевые.
«Коррекционная школа с радостью берет детей первого и второго варианта (сложности диагноза, – EdDesign Mag), абсолютно не задумываясь о том, что они могут в будущем включиться в нормальную жизнь – если сейчас им создать специальные образовательные условия и получить аттестат, а не справку. Потому что с ними удобно. А на дом в этом случае выводятся как раз тяжелые дети, которые ранее назывались «необучаемыми» и с которыми коррекционным школам тяжело. Эти процессы идут параллельно. В общей сложности в России порядка 40% детей, которые числятся в образовательных организациях, выведены на надомное обучение, – комментирует Елена Клочко.
В чем отличие коррекционной школы от обычной
В коррекционных образовательных учреждениях — детских садах, школах, колледжах и коррекционных классах, работающих в обычных общеобразовательных школах — созданы особые условия, учитывающие тип детей, обучающихся в коррекционной школе — со зрением, слухом, с нарушениями речи, опорно-двигательной система или умственное развитие:
Количество человек в классе невелико (8-12 детей), что помогает учителям уделять больше внимания каждому ученику.
Учителя получили специальное образование или прошли переподготовку для работы с особыми детьми.
Школьная программа адаптирована к особенностям развития детей с ограниченными возможностями. Например, язык жестов преподается в школах для глухих. Нет никаких «ненужных» предметов или тем, неподвластных особым детям
Большое внимание уделяется развитию практических навыков: девочек обучают навыкам шитья, а мальчиков — столярному делу, чтобы выпускники могли получить профессию в будущем.
Поскольку требования к детям не переоценены, а ориентированы на их способности, дети чувствуют себя комфортно: нет косого взгляда, нет насмешек, нет ощущения отсталости со стороны остального класса.
Надомное обучение
Ребенка с ограниченными возможностями можно записать в класс массовой или коррекционной школы, учителя будут приходить к нему домой или проводить дистанционные уроки.
Для организации домашнего обучения в школе необходимо создать ИУП, распределить нагрузку между учителями и рассмотреть возможные формы аттестации.
Для перевода ребенка на домашнее обучение требуется заявление родителей и заключение медико-социальной экспертизы. Кроме того, право на участие имеют только дети с заболеваниями из определенного списка.
Основное преимущество такого образования в том, что оно подходит для детей с ограниченными физическими возможностями и детей со сложными формами инвалидности.
Недостатки:
- родители должны создавать условия для обучения дома, например открывать дверь учителю, если ребенок неактивен;
- надомным работникам приходится самостоятельно изучать много материала.